Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса.
Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях. Основное удобство метана – его невысокая цена.
Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.
Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер.
Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов. Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.
Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.
Фактор |
Пропан |
Метан |
Стоимость ГБО |
Низкая |
Высокая |
Дешевле по отношению к бензину |
1,8-2 раза |
В 2,2-2,5 раза дешевле |
Расход в соотношении 10 литров бензина |
11-11,5 литров |
9-9,5 кубов |
Вес среднего баллона |
20-30 кг |
60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) |
400-700 км |
250-350 км |
Взрывоопасная концентрация ГАЗА в воздухе |
2,1% |
4,4% |
Вредное влияние на детали двигателя |
высокое |
низкое |
Сжатие в баллоне |
10-15 атмосфер |
200-250 атмосфер |
Экологическая безопасность |
Высокая |
Полная |
Падение мощности двигателя относительно бензина (без применения вариатора угла опережения зажигания) |
5% |
15-20% |
Октановое число |
100 |
110 |
Доступность заправок |
Почти равно бензиновым |
По 2-4 на крупный город |
Качество газа |
Разное |
Одинаковое |
Уменьшение ставки транспортного налога |
20% |
50% |
Государственные программы стимулирования (подарочный сертификат от Газпрома) |
Нет |
субсидии до 90-95% |
Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят и могут быть установлены в нишу запасного колеса, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.